Драматургия Событий и Явлений

  • Print

Книга "Драматургия Событий и Явлений", известная также под названием "Прикладная Драматургия" - одно из главных достижений Павла Фадеева. 

Диалектика это частный случай прикладной драматургии. И системотехника, кстати, тоже. Представь трубу. Идешь по срезу - получаешь структуру (схемотехнику). Идешь по образующей (линия развития) - получаешь диалектику. 

Существует несколько её вариантов. Они - про одно и то же, но написаны совершенно по-разному. Потому, что писались для разных целей.

Долгое время Прикладная Драмматургия отсуствовала в свободном доступе. Но недавно её выложили. Вот она:

http://rct.intelpart.by/dram/index.html

Неподготовленому человеку ее читать сложно. Но это, на мой взгляд, самая важная для прочтения книга из всего, что создало Человечество на сегодняшний день.


История создани Прикладной Драматургии от Алексея Шаповалова

Вступление (о законе и методе)

Закон есть СУЩЕСТВЕННОЕ и ПОВТОРЯЮЩЕСЯ в явлении. Каким образом был создан ТРИЗ? ТРИЗ был сделан, когда были выявлены ЗАКОНЫ развития техники. Альтшуллер выявлял их с помощью картотеки. Он собрал картотеку изобретений, проанализировал ее, обратил внимание на повторы и выявил законы. 

Здесь есть один принципиальный момент. Изобретения анализировались и до него и после него, и список используемых изобретателями приемов с частотой их применения публиковался, но к появлению теории это не приводило. Почему?    

Происходило это потому, что анализировались все изобретения подряд. А, как выяснилось позднее, 90% всех изобретений составляют изобретения первого уровня, которые и изобретениями то, по сути, не являются. Одним словом шлак. Повторы то выделялись, но СУЩЕСТВЕННОГО выделить не получалось. 

Альшуллер сделал шаг, который оказался принципиальным: для своей картотеки выбирал только красивые сильные решения. Это и позволило выделить  существенное и повторяющееся – законы. Они были названы законами развития технических систем (ЗРТС) и на их фундаменте был воздвигнут ТРИЗ. Весьма эффективное учение. Первое учение в мире инструментально и устойчиво работающее с диалектической логикой.  Дающее совершенно фантастические по своей эффективности результаты. В чем автор убедился на собственном опыте.

Естественно, получив такую эффективность в технике, возникло желание применить метод где-нибудь еще. Вот здесь и начинается наша история.', '-=Предыстория =-

Первые попытки выйти за рамки техники предпринял сам Альшуллер. Он запустил проект написания сказки. Происходило это на излете 70-х. Фадеев был учеником Альшуллера и принял участие в этом проекте. Он как-то вспоминал, что при разработке сюжета постоянно возникали неоднозначные ситуации. Альшуллер за счет большого писательского опыта их как-то разрешал, но критерии, которыми он пользовался при этом, формализовать не удалось. Проект не дал воспроизводимой методики и был, в конце концов, свернут. Альшуллеру оставалось уже совсем немного лет жизни, и он предпочел все усилия направить на создание ЖСТЛ.

Но сама идея применить ТРИЗ за пределами техники не умерла. По следам Альшуллера пошла группа исследователей. ТРИЗовские методы попытались применить в литературе, педагогике, биологи. Были собраны огромные количества приемов, но… Если сказать коротко – ничего путного из этого не вышло.  Все вроде бы и правильно, но никакой предсказательной силы законы, однозначно работающие в технике, не имели. Потому что в жизни найденное решение может быть и таким и обратным и вообще не иметь смысла, в зависимости от контекста. А контекстов этих существует количество, если и отличное от бесконечности то не на много. 

Ситуация с изобретательскими приемами повторилась один к одному. Повторяемость есть, а существенное нащупать не удается. Причем нащупать это существенное методом анализа патентного фонда невозможно. Отсутствует критерий для определения этой существенности. Для движения вперед нужен был новый метод.

Собственно история

Путей решения у задачи оказалось не один, а два – общего к частному и от частного к общему. Второй путь реализовала ленинградская школа ТРИЗ. Лидером этого направления стал И.Л. Викентьев. 

^Несколько слов об этом замечательном человеке, которые не претендуют на полноту, а отражают исключительно личное мнение автора. Окончив институт, Игорь Леонардович попал по распределению на «почтовый ящик», где люди просто умирали от безделья. Шутки от безделья тоже были соответствующие. Рыбам в аквариум наливали чернил, или вешали знак радиации на водопроводный кран в туалете, а сантехникам на ухо нашептывали, что у них не будет детей…

Три года вынужденного безделья наглядно показали, что так жить нельзя. И молодой специалист с головой окунулся в ТРИЗ. Из учеников он, минуя преподавательский состав, сразу перескочил в разряд разработчиков. Он начал собирать свою картотеку. Для того, чтобы ускорить работу с патентами, он освоил быстрочтение. В СССР в патентных библиотеках на дом патенты не давали. Ему пришлось договариваться. Толстенную пачку патентов он брал в патентной библиотеке на ночь и возвращал к утру. Результатом этой работы стал указатель геометрических эффектов. Эта работа вывела его в первые ряды разработчиков ТРИЗ. Сроки, за которые она была сделана просто поражают воображение. Автор не будет останавливаться на преподавательской работе Викеньтева. Он преподавал ТРИЗ старшеклассникам в дворце пионеров. Эта история заслуживает отдельной повести. В ней было много ярких страниц и было сделано множество интересных находок. И автор искренне надеется, что эта история обязательно найдет своего исследователя и описателя.^

Викентьев жестко  зафиксировал контексты по различным областям и метод картотек заработал вновь. Так появились "Приемы рекламы" и "Приемы журналистики" 

При этом исследовалось отличие приемов одной области от другой (структурный сдвиг). Это позволило создать методику создания приемов. И, насколько известно автору, Викентьев сейчас работает над созданием системы позиционирования приемов (методика, отвечающая на вопрос когда какой прием применять).

Другим путем пошел П. Э. Фадеев. Он стал искать, в какой же области человек работает с многоконтекстными системами. Такая область быстро нашлась это философия, которая изучает наиболее общие закономерности. Но философия велика и, зачастую, противоречива. Кого же выбрать? После ряда итераций был выбран Гегель, как «сводящий к единому знаменателю» всех остальных. 

В «свободной продаже» Гегель отсутствовал. Напрочь. Изучать его приходилось по философским тетрадям Ленина, в которых, к счастью Гегеля было намного больше чем Ленина. Первой досконально изученной работой стала «Наука логики», которая дала понимания системы наук, но после которой стало понятно, что ключом к пониманию философии является «Феноменология духа». По словам самого Фадеева «поддавалась» эта работа с большим трудом. И шансов сделать эту работу, казалось никаких. С одной стороны непонимание соратников по ТРИЗ (для которых слово «философия» было самым грубым ругательством) и ворчание самого Альшуллера, и с другой работы супругов Мурашковских, досконально изучавших литературу с точки зрения ТРИЗ и не получавших инструментального результата. Но работа делалась шаг за шагом и таки была сделана.

Фадеев сравнивал с одной стороны ТРИЗ, как конкретное инструментальное проявление диалектической идеи (форму), а с другой стороны Гегелевская «Феноменологию духа» как изложение ее глубокой сущности. ТРИЗ рассматривался как ПРОЯВЛЕНИЕ философских законов.

После тщательного разбора и сопоставления законов ТРИЗ и философии выявилась следующая ситуация.

  ТРИЗ Философия
Как устроено Законы статики Антология
Как движется Законы кинематики Гносеология
Под действием чего Законы динамики  ???

Собственно открытие пустой клетки сам Фадеев считал своим самым главным достижением. Дальнейшее было уже «делом техники». Обладая навыками поиска проявлений философских законов, Фадеев «проявил» философию на жизни социума, или если быть более точным на драматургии. Так появилась «Прикладная драматургия», которая и заполнила пробел. Что собственно и открыло новую эпоху в истории человечества. Но это тема уже совсем другой статьи.'