Жизненная Стратегия Творческой Личности
- Details
- Category: Uncategorised
- Published: Sunday, 14 August 2016 16:38
- Written by Administrator
- Hits: 13757
Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ) - солюшн из 88 ходов к квесту под названием "Жизнь прожитая не впустую".
- Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин, Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск: Беларусь, 1994.
- Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности. Сб. Как стать еретиком, Петрозаводск: Карелия, 1991.
- Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Ч. I, II, Кишинев: МНТЦ "Прогресс", Картя Молдовеняскэ, 1990.
- И. М. Верткин. Бороться и искать: О качествах творческой личности. Сб. Нить в лабиринте, Петрозаводск: Карелия, 1988.
П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева
ЖСТЛ и некоторые вопросы работоспособности
(октябрь 1988)
Если мне не изменяет память, эти события происходили когда вышел в свет самый первый машинописный вариант ЖСТЛ (Жизненная Стратегия Творческой Личности). Мы с господином Верткиным (соавтор ЖСТЛ) в славном городе Петрозаводске часов, наверное, десять препирались на тему трагична ли жизнь творческой личности. Суть разногласий была в следующем, Верткин утверждал, что трагичность творческой личности – это закон и есть только один выход для Человека – держать удар. Мы же (я и С.Э. Александров) пытались доказать, что данный закон не следует идеализировать, а, напротив, следует, рассматривать «грядущую» трагичность как задачу, и эту задачу решать. Ведь, больше и лучше сделает веселый и здоровый, чем несчастный и больной. По-моему, Верткина мы тогда так и не убедили, но все же выдавили из него, что если навстречу несется «поезд внешних обстоятельств», то, при наличии запасного пути, есть резон перевести стрелки и избежать «героического» столкновения. О том, что хорошо бы такой запасной путь предусмотреть заранее, по-моему, мы уже и не говорили.
С тех пор прошло много лет, и ситуация несколько изменилась. ВО (внешние обстоятельства) достаточно легко управляемы, когда используешь сильный инструментарий. НО! Пройденный нами инструментарий в большей степени специализируется именно на ВО. При четкой работе (думать хотя бы два часа в день) ВО перестает генерировать трагичность и на первое место выходит трагизм, который создает Человек себе сам. Похоже, удалось выделить один из самых подлых факторов воспроизводящих внутренний трагизм. Этим фактором являются ошибки в организации собственной жизни. Далее мы представляем вам работу, которая была сделана не из соображений «любви к искусству», а от безвыходности ситуации, в которой я когда-то оказался. Судя по тому, что с тех пор эта работа помогала не только мне, она не потеряла своей актуальности.
Предисловие.
К сожалению, ЖСТЛ у многих людей вызывает отторжение. Уважение тоже, но отторжение в первую очередь. Основное препятствие, которое останавливает личность внешних обстоятельств (ВО) – это даже не накапливающийся драматизм, а фантастичность, сверх-героичность самого творческого состояния (пункты в, г ЖСТЛ). Как может нормально по ВО воспитанный человек игнорировать высмеивание выбранного им направления? Или, например, терпеть (игнорировать) бесконечные посудохозяйственные ссоры с женой? Кроме этого, сама беспрерывность работы на достойную цель (ДЦ). Чтобы одним и тем же заниматься все время нужно быть либо героем, либо человеком с исключительно сильной уравновешенной психикой. Вот и получается, человек прочитает, вздохнет, и с уважением отложит ЖСТЛ в сторону: «К сожалению, это не для меня».
В своей работе мы попытались опровергнуть этот печальный вывод. Если сделать переход от личности ВО к творческой личности (ТЛ) более четким, с использованием ВО как ресурса, то практически все барьеры, которые ставят ВО, можно преодолеть, и совсем не обязательно их терпеть или игнорировать. Суть перехода в разрешении противоречия между идеальной линией ВО (а, б) и идеальной линией ТЛ (в, г).
Естественно, никакими пунктами нельзя учесть все многообразие возникающих реально ситуаций, поэтому приведенные пункты (в, г) являются не столько руководством к действию, сколько просто примерами решения задач перехода. Умение решать задачи дает ТРИЗ.
Ресурсом при решении задач перехода являются сами ВО. Цель – обратить вред ВО на пользу ДЦ.
Основной вектор действия перехода от личности ВО к ТЛ – изменить ВО таким образом, чтобы ВО сами и безболезненно переводили личность ВО в ТЛ. Более того, работа по управлению ВО необходима не только как опыт для дальнейшего внедрения результатов ТЛ, но и как анти-система для основной работы, позволяющая полноценно активно и с пользой отдыхать от основной творческой работы и в то же время самим отдыхом работать на ДЦ. Аналогично основная работа – отдых от работы с ВО.
Еще одна сторона своевременного разрешения противоречий возникающих между личностью и ВО – это избавление от накапливающегося драматизма и накопление анти-драматизма. Человек приобретает не только абстрактную свободу мышления, но и конкретную свободу действия.
Драматизм ТЛ проявляется:
1. В «провалах работоспособности».
2. В «иудизации» все понимающих. Человек все понимает, во всем разобрался, со всем согласен, активно работает на ДЦ, и неожиданно (даже для самого себя) меняет курс на противоположный.
Наблюдается следующая картина:
1. Нормальный человек с нормальными ценностями ВО знакомится с ТРИЗ.
2. Корректирует свою жизненную программу и берет курс на ДЦ.
3. Некоторое время активно, с интересом работает, не обращая внимания на ВО.
4. Начинает уставать. Усталость усугубляется нарастанием одиночества, безрезультатностью и т.д.
5. a) Человек некоторое время держит себя за горло – работает, хотя ему уже ничего связанного с целью (ДЦ) да и со всем остальным тоже не хочется. Так и не дойдя до выхода в надсистему целей, срывается и далеко откатывается в мягкие и глубокие объятия ВО («иудизация»).
b) Второй выход: прекращение работ (мозги не хотят, не могут думать) на неопределенное время – от нескольких дней, месяцев до нескольких лет. Общее состояние организма в такой период, как правило, весьма неудовлетворительно.
1) Какие ресурсы для уменьшения драматизма имеет ЖСТЛ и почему, по мнению авторов, они плохо работают.
Ресурс 1. Видимо основное, что предлагает ЖСТЛ в таких случаях это держать удар, быть мужественным. В пример приводится Рахметов, Корчагин, Данко и т.д. Далее ЖСТЛ предупреждает – конфликты ТЛуВО не возникают последовательно, а усугубляются, драматизм суммируется.
Итак, если человек устал, то пусть не расстраивается – дальше будет еще хуже. Сомнительный стимул, особенно для людей, которые только начали работу. Может быть, знание, что будут удары, делает эти удары приятнее?
Вывод 1. Знание о предстоящих ударах (безответных, как правило) является слабым стимулом для выхода из тупиков работы.
Ресурс 2. Второй существенный стимул – «Свобода». Однако и тут сложности. Что такое свобода мироощущения, мышления, самопонимания для начинающей ТЛ? Да тоже самое, что и для не ТЛ – пустой звук. Можно выйти на улицу и поспрашивать у прохожих - как у них насчет свободы мироощущения?.. Все и так очень даже свободны. Как можно прельститься на то, чего не понимаешь, да еще искренне уверен, что и так все это имеешь даром.
Вторая более понятная сторона свободы мышления – это то, что работа приводит к сверх-специализации и соответственно к несвободе в мелочах...
Короче, опять держи удар, т.к. не совсем понятно, каким образом приобщение к культуре может помочь, скажем, в конкретных бытовых ситуациях.
Вывод 2. Свобода мышления – малопонятный, т.е. слабый стимул для выхода из кризисных ситуаций.
Ресурс 3. Видимо, один из самых сильных ходов, позволяющих разорвать порочную цепочку работа – усталость – срыв переход в надсистему целей. Однако очевидно, что это подходит только для ТЛ высокого уровня, когда уже есть из чего выходить в надсистему целей, когда уже есть определенная база.
Вывод 3. Переход в надсистему целей в подавляющем большинстве случаев невозможен, т.к. кризисы возникают значительно раньше самой возможности этого перехода.
Ресурс 4. Использование главного параметра творческой жизни – ДЦ. Это сильный ход. Но при желании (а в кризисных ситуациях такого желания у людей хоть отбавляй) и тут можно найти слабые места и их дает сама ЖСТЛ. Например, использование ДЦ после точки гамма самими ВО против самой сущности ДЦ. Так сказать, сами себе роем могилу. Хорошенькие перспективы...
Вывод 4. ДЦ – спорный стимул в работе.
Ресурс 5. Еще один способ помощи молодой ТЛ – работа на занятиях. Как это делать? Цитируем – «Восхождение доступно каждому! Эту главную мысль надо повторять на всех занятиях. Неважно, что она будет поначалу вызывать сопротивление. Надо вновь и вновь подчеркивать: «восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой протоптаться всю жизнь на месте»»... Говорят, что если человеку сто раз сказать, что он осел, то он сам скажет «иа». Скорее всего, он так и скажет..., чтоб отцепились. «Повторять на всех занятиях»... «Вновь и вновь подчеркивать...» ... Это что, гипноз? Внушение? Хорошо бы поставить эксперимент. Показать ребенку, как дядя работает творчески сидя за столом сутками и спросить: «Ну что, маленький, когда вырастешь, будешь творческой личностью?» Правильно, ребенок увидит только часть формы, но ЖСТЛ дает именно такую довольно страшноватую часть. Из оптимистической трагедии ЖСТЛ дает в основном моменты регулярных пыток ТЛ, повешений, предательств. Создается впечатление, что ЖСТЛ рассчитана на гроссмейстеров, которые априори знают все хорошее в творческой жизни и должны обращать внимание только на борьбу с минусами.
Вывод 5. Сами по себе повторы правильных слов на занятиях могут вызывать обратную реакцию. ЖСТЛ не дает ответа на вопрос как конкретно перейти от нормального человека с ценностями ВО к человеку с ценностями ТЛ.
2) Почему ЖСТЛ жестока.
Авторы ЖСТЛ пользовались стандартным ТРИЗ-овским методом: изучение патентного фонда, выявление наиболее сильных и анализ наиболее слабых ходов; анализ действий ВО и внутренних обстоятельств (ВнО) и как следствие – обобщение. Однако __''''объективность и беспристрастность патентного фонда''''__ – жизнеописаний, мемуаров, воспоминаний, художественной и документальной литературы – __''''вызывает сомнения''''__. Ведь основная задача материалов этого класса, особенно отечественных – хвалить. И, правда, если уж писать про человека, то хорошего, а если человек хороший, то не писать же про него, что он всю жизнь был, например, бабником. Некрасиво как-то, да и редактор не пропустит. Хороший человек, значит хороший (кстати, с точки зрения ВО). Вот и подгоняет патентный фонд живых людей под социумные стереотипы, а они довольно просты: если ты ученый – значит работай. Если ты очень хороший ученый – значит очень много работай. Ну, а, что сверх того, то от лукавого. Иногда, конечно, упомянут снисходительно, мол, летал Менделеев на воздушном шаре, мол, катывал Циолковский на мотоцикле, но все это так, баловство, отъем основного времени.
Вывод 1. Патентный фонд ЖСТЛ имеет перекос в сторону обожествления своих героев, идеализации их с точки зрения ВО (не говоря уже о том, что из литературных соображений в патентный фонд не могут не накачиваться всякие страсти).
Вывод 2. Перекос патентного фонда ЖСТЛ может определять появление систематической ошибки в его дальнейшей обработке.
Вывод 3. Не исключено, что такие существенные установки ЖСТЛ как: a) непрерывность и каторжность работы ТЛ на ДЦ; b) стойкость (вернее пассивность) ТЛ по отношению к ВО (не может же быть хороший человек хорошим авантюристом, правда?), является следствием перекоса патентного фонда ЖСТЛ.
Кроме этого, патентный фонд ЖСТЛ – это биографии, как правило, зарекомендовавших себя сильных ТЛ высокого уровня с ярко выраженными уже сформировавшимися качествами. Отсюда следует, что информация о том, как они были еще не творческими – минимальна. Именно поэтому авторы ЖСТЛ заранее задаются личностью, сознательно стремящейся к ДЦ. Это ошибка. Начинать надо с личности ВО и давать не только то, что происходит с ТЛ, но и как перейти из состояния личности ВО в состояние ТЛ.
3) Если исправить перекос...
Если увеличить весомость так называемых «некрасивых сторон» творческих личностей, то оказывается, что эти личности довольно таки веселые ребята (кстати, чем веселей, тем дольше живут и больше делают). К примеру, Вернадский с удовольствием ездил за границу; Любищев с удовольствием ловил жучков, а кинорежиссер Роллан Быков любит футбол. Изучение патентного фонда открывает много подобных «казусов». Это что, все случайно? Это что, стандартное разбазаривание времени, предназначенного ДЦ?
Но В.И.Вернадский, проживший 82 года, И.П.Павлов – 87 лет и многие другие на протяжении всей своей жизни совмещали «стандартный» расход времени с работой на ДЦ. Может быть это все-таки целесообразно?
По словам Н.Е.Введенского, «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают».
Что же такое хорошо и плохо работать? Обратимся к физиологии:
– Ю. П. Фролов, Мозг и труд, М., 1960, стр. 142,149,164,169,170.
– В.Н.Бугаев, Режим труда и отдыха, Киев, 1987, стр. 4,8,9.
– Физиология человека / под ред. Г. И. Косицкого, М., 1985, стр. 530-531.
– Нормальная физиология / под ред. А. В. Коробкова, М., 1980, стр. 280, 474, 502, 503, 533-535.
– Я. А. Лупьян. Барьеры общения, конфликты, стресс, Мн., 1988.
– С. Селье, Стресс без дистресса, М., 1982.
При напряженной умственной работе, имеющей определенную направленность, в коре головного мозга формируется стойкий очаг возбуждения – доминанта, соответствующая этой работе. Такая доминанта должна систематически разряжаться (отдыхать). Когда разрядки не происходит, а в мозг продолжают поступать импульсы, поддерживающие доминанту в возбуждении, организм «входит» в состояние хронического стресса со всеми соответствующими следствиями (болезни, нарушения психики). Мы всячески стремимся не дать доминанте «разрядиться», т.к. это потери времени, отъем его у ДЦ, но в итоге организм сам находит возможность отдыха:
a) Болезни создают конкурирующую доминанту, которая работает попеременно с основной.
b) «Сдвиги» психики (переутомление) блокируют доминанту. Это тот случай, когда человек просто не может работать.
c) Создается другая доминанта, взамен переутомившейся (как правило, это уход от ДЦ).
Как работал И.П.Павлов: «Его лабораторная деятельность занимала ровно 6 часов в сутки, работа в кабинете над книгами и рукописями 4,5 часа, итого 10,5 часов в сутки и это в возрасте 85 лет... рабочие периоды И.П.Павлова правильно чередовались с часами отдыха, на которые отводилось 3,5 часа в течение дня» (Ю.П.Фролов, Мозг и труд. М, 1960, стр. 170).
Итак: пусть доминанта – это работа в кабинете. Тогда конкурирующая доминанта (анти-доминанта) – это лабораторная деятельность. Одна доминанта работает, другая отдыхает. Кроме этого, «нулевая доминанта» – активное ничегонеделание, обеспечивающее плавный переход от одной доминанты к другой в будни и полное прекращение работ в выходные. «И.П.Павлов в выходные дни прекращал заниматься делами и выезжал на дачу, где с увлечением играл в городки, катался на велосипеде, разводил розы. Все это позволило ему до глубокой старости сохранить работоспособность, быстроту и ясность мышления, хорошее физическое состояние» (В.Н.Бугаев, Режим труда и отдыха. Киев, 1987, стр. 9).
Точно так же, не замыкаясь на одном виде деятельности, работал и В.И.Вернадский. «Считаю наилучшим видом отдыха прогулки пешком, прежде – в лодке, поездки за границу... прежде принимал активное участие в общественной жизни, в научных обществах, в политической жизни» (Р.К.Баландин, Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М, 1988, стр. 38).
Значит, кроме классического отдыха: прогулки, игры, разведение цветов (это переходная нулевая между основными доминанта), существует переключение (отдых) на анти-доминанте: общественная, научная, политическая жизнь. С этой точки зрения становится понятно, почему классические виды отдыха далеко не всегда восстанавливают работоспособность. Ведь и в отпуске, и в турпоходе увлеченный человек будет подсознательно стимулировать свою единственную доминанту. Очевиден вывод: __''''необходимо наличие анти-доминанты, (как минимум одной), позволяющей работать непрерывно, и в то же время не утомляясь, т.к. идет постоянное переключение, дающее возможность отдыха разным участкам коры головного мозга.''''__
Здесь мы сталкиваемся со следующим противоречием:
a) С одной стороны анти-доминанта должна быть диаметрально противоположна работе на ДЦ, иначе они просто сольются, и будет происходить не разрядка, а накопление утомления.
b) С другой стороны анти-доминанта должна быть самой же работой на ДЦ, иначе она просто не возникнет, т.к. будет неинтересно.
По интенсивности сравниться с доминантой творческой работы могут, разве что, всякие ужасы (может отсюда и идет, что чем хуже внешние условия, тем лучше работает ТЛ). Но использовать для разрядки всякие ужасы и страдания что-то не хочется. Отсюда и следует: анти-доминанта должна быть самой же работой на ДЦ. Если с этой точки зрения проанализировать биографии ТЛ, если проверить ресурсы для решения этой задачи, то оказывается, что существует ресурс, который мы, вместо того чтобы использовать себе на пользу, используем обычно во вред, или, если хватает сил, игнорируем. Этот ресурс – Внешние Обстоятельства (ВО).
4) Если этого не знать...
Если этого не знать, то ничего страшного, конечно, не происходит. Как правило, годам к сорока человек достигает баланса трех составляющих (если доживает).
Чаще всего это непосредственно творческая работа на ДЦ и административная в той или иной форме работа с ВО (создание школы, работа с последователями, внедрение промежуточных результатов и т.п.). Какой ценой это достигается? Во-первых, до этого еще надо пройти все дисбалансные мучения (и непонимание, и неэффективную работу) и удержаться в творческом режиме. Но к этому времени человек учится интуитивно уходить от «разбалансировки». Он теперь сделает все, чтобы не менять уже избранный курс. Менять курс, уходить в нечто новое – это опять муки разбалансировки. Не каждый их может выдержать. Это значит, что человек подсознательно сделает все, чтобы не переходить в новое качество.
Таким образом, и появляются так называемые научные маньяки, игнорирующие ВО, делающие науку ради науки, забывая о возможных последствиях, заявляя, что кроме науки их ничего не интересует, мол, есть наука, а есть и политика (оправдывание ученых фашистской Германии), ведь цели у них благородные, все-таки. А если вдруг пойдут негативные для людей результаты, то они просто бросят этим заниматься. Но обычно, когда до этого доходит, то уже поздно что-либо останавливать. (Вспомним создание атомной бомбы).
5) Если это знать...
Если знать о необходимости баланса Деятельность на ДЦ – Анти-деятельность (работа с ВО) – Нулевая деятельность (как переходная фаза между двумя первыми), то появляются интересные эффекты.
Во-первых, ВО уже можно не рассматривать как некую глухую и однозначно на погибель ТЛ работающую силу. Оказывается, есть возможность и время, (а если умеешь решать задачи, то еще и умение) менять ВО в интересах ДЦ. Можно и нужно позволить себе не накапливать драматизм от шага к шагу, а, решая возникающие между ТЛ и ВО противоречия накапливать анти-драматизм, создавать тылы в виде ВО, измененных на предыдущих ступенях своего пути.
Во-вторых, появляется возможность «выворачивать» мешающие факторы в анти-работу, другими словами, обращать вред на пользу. Например, работа молодого специалиста. Казалось бы, так плохо: на три года человек привязан к месту, с которого не имеет права уйти и еще должен делать, что прикажут. Но за это время можно научиться читать лекции, пробуя преподавать ФСА-ТРИЗ, пробовать внедрять рацпредложения и различные новшества, на практике изучая ответные ходы ВО, и т.д. в зависимости от конкретных условий.
В-третьих, что касается защиты результатов от грязных рук, появляется возможность защиты не только самоускорением (бежать быстрее собственного визга), но и мешать нечистоплотным людям ехать на твоем хвосте.
В-четвертых, если результаты противоречат общепринятым, есть возможность использовать отдельные грани своей работы, снимая самому с них сливки и пенки. Например, занимаясь законами развития техники, можно писать научно-фантастические произведения – прекрасная анти-работа.
В-пятых, при правильной балансировке работа – нулевая работа – анти-работа исчезают условия для образования душевной накипи. Из этого следует не только то, что каждый день становится в радость, но и общее увеличение работоспособности. Действительно, если представить работу доминанты в виде S-образной кривой, а переключение на анти-доминанту производить в верхней точке, становится ясно, что можно добиться непрерывного нарастания общей производительности труда.
В-шестых, появляется возможность управлять собственной инерцией мышления, путем искусственного, управляемого нарушения баланса, и т.д.
6) Особо выделенный эффект.
Вступление в игру происходит на меркантильных интересах (разбогатеть, прославиться и т.д.). Желание работать ради работы приходит позже... А собственно почему? Почему происходит переход от ценностей ВО к ценностям ТЛ? Оказывается, грамотная творческая работа – это идеальное состояние человеческой психики. Происходит не только переключение доминант, но и сами доминанты как бы постепенно перемещаются в процессе познания нового. Другими словами, идеально удовлетворяется рефлекс на новизну. Новизна есть всегда. Сам же переход к творческой жизни происходит за счет ускоренного насыщения недиалектическими ценностями ВО в сравнении с диалектическими ценностями ТЛ. Если человек хочет прославиться, решив важную-важную задачу на своем производстве, то, овладев ТРИЗ он может решить сто таких задач. Средства (умение решать задачи) опередили цели (прославиться, решив задачу). Теперь, чтобы прославиться надо решать соответствующую проблему, а она явно поглобальней. В итоге средства опять развились и им опять нужны соответствующие цели. И так виток за витком. А если учесть, что необходимость держать баланс обязывает работать с ВО, что умение решать задачи резко ускоряет эти процессы, то оказывается, что ценности ВО для ТЛ становятся на порядок доступнее, а возможность их познать резко ускоряется.
Эта возможность быстро вскрывает псевдодиалектичность ценностей ВО (бесконечный ковер и т.д.) их конечность, детерменированность, тупиковость, предсказуемость по сравнению с ценностями ТЛ. И тут уже рефлекс на новизну дает себя знать. Происходит насыщение без всякого насилия над собой, искусственного форсирования темпов движения, оказывается, что жить не ради ценностей ВО значительно интересней, привлекательней, неожиданней, «конфетней». А если на это все накладывается экранное мышление, позволяющее предсказывать будущее ВО, то тут и вовсе процесс девальвации ценностей ВО и замещение их ценностями ТЛ нарастает лавинообразно.
7) Обратная сторона и рекомендации.
Казалось бы, лучший способ избавить человека от страсти к бананам (ценностям ВО) – это кормить его одними бананами... Но это верно для бананов. А если не бананы, а наркотик?
К сожалению, соблазны ВО по своей сути – идеальный наркотик. К примеру, спорт. Есть где подумать, где поработать, где отдохнуть. Более того, есть даже какое-то развитие – выиграл на маленьких соревнованиях, потом побольше, еще больше... Или, скажем, карьера. Всю жизнь идти можно. А что говорить о таком вечно новом ходе ВО как занятие искусством? Тут тебе и самовыражение, и самоутверждение и самоудовлетворение. Но главное, какая «польза» людям! Баланс доминант идеальный.
И тут возникает вопрос, а где гарантия, что переход к творческой жизни все-таки произойдет? Где гарантия, что произойдет насыщение ценностями, которые отработаны веками, которые всасываются в кровь с молоком матери. Где гарантия, что даже противопоставление им лучших по всем статьям ценностей ТЛ даст эффект и переведет человека из личности ВО в ТЛ. Исходя из указанных «наркотических» свойств соблазнов ВО следует обратное – дав человеку средства, научив решать задачи, мы получаем супер-паразита и потребителя, который не только хочет, но и может.
Что делать, чтобы человек ушел из-под власти наркотика или не попал под нее?
1. Первейшее средство борьбы с «наркоманией» – рекомендации типа: «Не связывайся» – в данном случае помогают слабо. Нормальный человек уже связан с системой ценностей ВО с самого рождения. Однако, если анализировать и разъяснять, что из «наркомании» следует, какие конкретно «прелести» ждут человека при нетворческой жизни, что будет, если человек клюнет на блесну ВО; и здесь же демонстрировать беспроигрышность творческой жизни (а если сознательно и целенаправленно работать с ВО, то творческая жизнь беспроигрышна) – то такой подход может давать эффект при переходе личности ВО в ТЛ. С этой точки зрения может быть целесообразно в ЖСТЛ ввести более конкретно (в пунктах а) и б) ЖСТЛ это уже частично есть), что будет, если ТЛ не сделает ход против ВО.
Вывод 1. Необходимо иметь четкое представление о том, что из «наркомании» следует. Спортсмен рвет мышцу или ломает ногу и остается как старуха у разбитого корыта. Аналогично с карьерой – достигаешь, продвигаешься, а в итоге то же корыто: отправили на пенсию и оказывается, ты никому не нужен. Творческую личность невозможно отправить на пенсию. Человек должен четко и однозначно знать, какие «радости» ждут его при выборе альтернативного, нетворческого варианта. Колоссальный фонд таких «радостей» накоплен художественной литературой.
2. Однако и этого мало. На первых порах, когда человек резко перестает принимать наркотик, у него наступает наркотическая ломка и мало кто ее выдерживает. Если человек резко пытается порвать с ценностями ВО, то... Может быть, целесообразно на первых этапах формирования ТЛ использовать сами же ценности ВО (вред на пользу; ИКР: ценности ВО (а не бог, не внутренний импульс) сами переводят в состояние ТЛ) таким образом, чтобы переход от личности ВО к ТЛ происходил, в том числе и под действием стимулов ВО.
Вывод 2. Не связываться.
Вывод 3. Если не связываться невозможно (все колются, а если не будешь как все, то поймают и уколют насильно). Значит надо колоться, но вводить не наркотик, а какой-нибудь витамин, к примеру «C» (иначе «наркомания» и гибель). Это возможно, если знать механику ВО и уметь с ВО обращаться. ЖСТЛ должна этому учить.
Сейчас ЖСТЛ все больше становится похожей на роман. С одной стороны это хорошо, т.к. большое количество подробных ссылок наглядно иллюстрирует основную мысль. Но с другой стороны, благодаря этому основная мысль теряет четкость.
Сделать ЖСТЛ более четкой не уменьшая объема и понятности, на наш взгляд, можно, если в каждый шаг игры ввести:
1. Переход – разрешение противоречия между ТЛ и ВО (это частично содержится в ходе ТЛ).
2. Что будет, какой пойдет негативный эффект, если этого перехода не делать (частично это содержится в действии ВО).
Есть в ЖСТЛ | Предлагается ввести переходы |
ход ВО (а - б) | ОТ (состояние ВО) - ЧЕРЕЗ - К (состояние ТЛ) |
ход ТЛ (в - г) | или ----------------------------------- К2 (если этого не делать) |
ЖСТЛ – это опыт поколений, но одного опыта недостаточно, к нему надо прибавить уже достигнутое и идти дальше. Новое, что мы имеем на сегодняшний день – это ТРИЗ. В широком смысле – это умение решать задач, выявлять и разрешать противоречия. У людей, на базе биографий которых строится ЖСТЛ, не было такого инструмента. Следовательно, их позиция по отношению к ВО в подавляющем большинстве случаев закономерно оборонительная. ЖСТЛ сама по себе инструмент воздействия на ВО. Она говорит, где будет удар, но, умея решать задачи можно не только предварительно уходить от такого удара (а защищающийся рано или поздно проигрывает), но и гибко реагировать, обезоруживая противника и даже привлекать его в творческие ряды. Как, например, Тур Хейердал использовал военное ведомство (ВО) для снаряжения своей экспедиции.
Приложения.
«...Основным условием сохранения структурной целостности организма является активность, т.е. всесторонняя, интенсивная, гармоническая деятельность всех его систем. Чем интенсивнее функция, тем более полно осуществляются процессы самообновления. При этом не просто восстанавливаются разрушающиеся и истощающиеся при работе структуры, а возникает избыточное восстановление – гиперкомпенсция. В этом случае масса работающих структур и рабочих органов увеличивается. При физической работе растут масса, сила, мощность и выносливость мышц, а так же систем, обеспечивающих мышечную деятельность (масса сердечной мышцы, площадь коронарного русла, величина легочных объемов и т.д.).
В центральной нервной системе значительно увеличиваются поверхности синаптических контактов нервных клеток, возникают перестройки функционального состояния синапсов, облегчающие проведение возбуждения, что особенно важно при умственной деятельности». (Физиология человека, под ред. Г. И. Косицкого, М., 1985, стр. 530).
«Утомление – предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения. Различают два вида умственного утомления: острое и хроническое. Острое умственное утомление – состояние, когда восстановление основных физиологических показателей происходит в течение суточного цикла. Отсутствие же в рамках суток такого восстановления (возвращение к оптимальному состоянию головного мозга после ночного сна) приводит к тому, что развивается суммация остаточных явлений утомления с вновь наступившим острым утомлением. При этом может возникнуть хроническое умственное утомление».
«Мобилизация других сторон умственной и физической деятельности, не связанных с теми, которые привели к утомлению способствует отдалению умственного утомления и его профилактике».
«Чрезмерные волевые усилия, направленные на ликвидацию утомления, могут привести к переутомлению и возникновению патологических процессов в различных органах и системах, а также в организме в целом».
«Благоприятное влияние для профилактики умственного утомления оказывает специальный режим питания: добавление в пищу витаминов, аминокислот, солей для активизации процессов синтеза в головном мозге».
«...Игра в настольный теннис не может служить отдыхом после напряженного умственного труда, поскольку она требует напряженного внимания и концентрированной психической активности. Напротив, прогулка пешком, на лыжах, бег в лесу и другие подобные упражнения, вызывая явления переключения в ЦНС и ритмическую активность различных функций служат прекрасным средством восстановления после напряженного трудового дня» (Нормальная физиология / под ред. А. В. Коробкова, М., 1980, стр. 533-535).
«Некоторая часть молодежи пытается отбросить сложившиеся веками практические правила подготовки к творческой деятельности ученого. Они хотят пойти своим путем, надеясь на компенсирующие силы молодого организма. Однако резкие отступления от этих правил, в первую очередь нарушение последовательности в научной и учебной работе ведут к снижению продуктивности, к чрезмерному перенапряжению ума, а иногда и к срыву высшей нервной деятельности, к заболеванию неврастенией, психастенией и др.» (стр. 149).
«Вечерние гимнастические упражнения типа «разрядки», а еще лучше регулярные прогулки перед сном способствуют переводу организма человека, особенно у людей умственного труда, из рабочего положения в недеятельное и благоприятно отражаются на повышении его работоспособности» (стр. 164).
«Итак, наряду с правильным режимом питания, здоровым освежающим сном и утренними водными процедурами творческий, организованный и достаточно разнообразный труд является первым условием здоровья и гарантией от всякого рода бытовых излишеств и болезней... У каждого представителя советской интеллигенции... должна быть по существу еще одна, «вторая» профессия: работа в огороде, в саду, у столярного верстака. Необходимо овладеть или переплетным делом, или при склонности к движению стать туристом и фото-кинолюбителем, или увлекаться охотой или рыбной ловлей, обеспечивая себе так или иначе непосредственное общение с природой. «Третьей» профессией, не знающей никакого износа в течение многих веков, является воспитание детей, умение жить с ними одной жизнью, а в случае достижения физиологической, освобожденной от болезней старости, – участие в воспитании внуков.
Все это вместе взятое и составляет предпосылку исключительной продуктивности умственного труда, какой отличались такие великие люди, как Лев Толстой, А.Н.Бутлеров, И.П.Павлов, И.В.Мичурин, Робиндранат Тагор, А.Н.Бах, Н.Д.Зелинский и др. систематически сочетавшие работу мысли с работой рук, вносившие в эту последнюю творческие искания. Кстати сказать, многие замечательные деятели науки и культуры были вместе с тем и наиболее долголетними; они были окружены большими семьями» (Ю. П. Фролов, Мозг и труд, М., 1960, стр. 169).
«В начале рабочего дня работоспособность человека не сразу достигает максимальных величин, и даже самая привычная работа выполняется с некоторыми затруднениями. Этот период получил название стадии врабатываемости или вхождения в работу... длительность этой стадии... при умственном творческом труде составляет 1,5-2,5 часа. Завершение этого периода переводит организм человека в так называемое устойчивое рабочее состояние, при котором трудовая деятельность характеризуется наивысшей эффективностью. Продолжительность такой стадии также находится в прямой зависимости от степени тяжести и напряженности труда. Соответственно, чем тяжелее работа, или напряженнее трудится человек, тем скорее заканчивается стадия устойчивой работоспособности и вследствие наступления утомления она постепенно переходит в стадию пониженной работоспособности. На вопрос, когда следует установить перерывы на отдых, физиологи отвечают: перед началом снижения производительности труда, чтобы не допустить ее падения... надо помнить о том, что во время отдыха не только снижается утомление, но исчезают те положительные качества «рабочей установки», «врабатываемости», которые образовались во время трудового процесса... Короткий перерыв будет недостаточным, а слишком длинный ликвидирует состояние врабатываемости... – при работах, требующих большого внимания и нервного напряжения, перерывы лучше делать чаще, но они должны быть короче – от 2 до 5 минут» (стр. 4).
«В организме существует своего рода суточный стереотип ритмики физиологических функций, отличающийся крайней устойчивостью и инертностью. Работа в ночное время (особенно если она не связана с положительными эмоциями) приводит к рассогласованию внешнего и внутреннего ритмов, что является благоприятной почвой для развития многих патологических состояний и в первую очередь неврастенических расстройств» (В. Н. Бугаев, Режим труда и отдыха, Киев, 1987, стр. 8).
Комментарии Константина Балашова
Мы с большим уважением относимся к работам Альтшулера и его соратников и положительно оцениваем
его исследования по жизненной стратегии творческой личности.
Мы рекомендуем всем прочитать эти книги. Также полезно почитать книги из серии "Жизнь замечательных людей".
Но пожалуйста, не забывайте о программе минимум! И пожалуйста, не надо превращать свою жизнь в трагедию ради великих целей! Было достаточно много замечательных людей которые продвинули человечество вперед, и при этом жили вполне неплохо, растили детей, хорошо питались, трудились в хороших условиях и т.д.
К сожалению, биографы сколнны драматизировать истории чтобы сделать их "интереснее". Отсюда и стереотип о голодном гении творящем при свечах босиком на земляном полу.
К описаным выше недостаткам ЖСТЛ я бы добавил:
- нету разделения между творческими и нетворческими достойными целями (кто-нибудь должен провести дополнительный анализ)
- нету разденелия между адаптироваными и неадаптироваными к жизни в реальном мире творческими личностями (опять - нужен анализ)
- главный упор делается на создание картотеки. Подразумевается, что как только картотека будет заполнена,
Творческая Личность применит медоты ТРИЗ и сразу получит решение. К сожалению, надежды авторов ЖСТЛ на победное шествие ТРИЗ по планете не оправдались. ТРИЗ буксует. Но методики все же нужно осваивать. Методик - много, их кому-то нужно суммировать, и написать ТРЗ - Теорию Решения Задач. Хотя картотека, конечно, нужна. Главное - не зацикливаться на ней.
- нету реального списка достойных целей, есть только разговоры о нем
- господин Верткин убрал свои книги из Интернета (хотя отовсюду убрать, конечно, не удалось). Это не очень хорошо сочетается с его высоким пафосом о том, что Творческая Личность должна трудиться не за деньги, а за идею, ради человечества. Если была проблема с издательством, почему было не написать "краткий курс" ЖСТЛ или интернет версию? Верткин говорит, что ЖСТЛ такая суровая и безжалостная, потому что это справочник, а справочник должен содержать полную объективную информацию. Замечательно. Почему бы не сделать не справочник, а научно-популярную книгу по ЖСТЛ, и выложить ее в интернет за бесплатно - более добрую, более привлекательную? Если автор верит в то, чему учит, непонятно почему это не было сделано.
Это не значит что ЖСТЛ - плохая. Это сильнейшее произведение, упоминание о котором достойно войти в школьные учебники будующего. Но, конечно, не нужно ждать слишком много от первой версии.
Что еще?
Тем кто решил стать Творческой Личностью по схеме ЖСТЛ - крепко жму руку, желаю твердости на нелегком пути, и хочу дать пару дополнительных рекомендаций. Вам необходимо:
- ментора. Друг - конечно тоже хорошо. Но с другом вы так или иначе будете соревноваться. С ментором не соревнуются. Мудрого ментора с большим жизненым опытом, которого вы не будете стесняться и которому все сможете рассказать, и который всегда поможет хорошим советом, или хотя бы подскажет в какую сторону копать.
- изучать психологию, проходить психологические трейнинги, лечиться от комплексов - не принимать ничего лично, улыбаться людям, здороваться, по возможности стараться выглядеть не чудаком, а нормальным человеком. Быть спокойным и уравновешеным, философски относиться к препятствиям. ЖСТЛ говорит - сопротивление Внешних Обстоятельств - закон природы. Ну и относитесь к ним как к действию закона - вы же не сердитесь и не обижаетесь на гравитацию!
- алгоритмы решения не-только-технических задач (Рейтинг-Анализ)
- читать классику - советует ЖСТЛ - когда будете читать - обращайте внимание на внешний и внутренний драмматризм (нарастание неадекватности модели окружающего мира и себя), коллизии - принимаются или игнорируются, что делает Герой в момент кульминации, как он через нее проходит. Лучше, конечно, изучить теорию развития структур во времени, но даже такие простые упражнения должны помочь в нелегком деле борьбы за идею.
- ЖСТЛ предлагает не терять времени на изучение компьютера. На момент написания ЖСТЛ это было разумным советом. С тех пор компьютеры и компьютерные программы стали намного проще в осовении и существенно расширили свои возможности. Использование компьютера может сэкономить вам годы вычислений и проектирования. ЖСТЛ говорит, что нужно вести картотеку. Сколько творческих личностей мечтало о таких возможностях, как быстрое занесение в картотеку без переписывания от руки, быстрый поиск, и быстрое создание резервной копии!
- изучать и использовать научную методологию. Изучать существующие подходы к исследованиям и анализу данных. Идея должна быть еретической, но исследования должно вестись строго научным методом.
- излагать свои идеи очень четко, внимательно следить за терминологией, не допускать разночтений. Каждая фраза, которая может быть истолковано неверно - гвоздь в гроб ваших идей!
- беречь себя! помните, на такой героизм способен один из тысячи! Вы-надежда человечества!
ЖСТЛ описывает как Цандер, мечтая о полете на Марс, будучи простуженым, с высокой температурой, измерял теплопередачу между своим телом и очень холодной комнатой. Пожалуйста, не надо так делать - берегите здоровье - осложнения болезни могут очень плохо закончиться!
- но при этом помните - каждого завтра может задавить автобус, и как дело его жизни может выжить, если он нем никто даже не знает? Не держите идеи в столе до последнего, формулируйте как можно понятнее и выкладывайте в интернет! Закрепляйте результат в его истине!
Возможно, у вас создалось впечатление, что главный вопрос ЖСТЛ - в каких условиях заниматься творчеством.
Нет.
Главное в ЖСТЛ - это постановка целей, их достижение, и переход к следующим целям.
Переход к новым целям - очень болезненый процесс.
Скажем, творческий человек достиг цели, которая считалась недостижимой, разработал технологию, запатентовал, нашел инвесторов, нашел рынки, собрал группу единомышлеников, начал получать доходы и расплачиватсья с долгами. Логично было бы развивать и дорабатывать свою идею, выходить на новые рынки, совершенствовать технологию производства, вести обучение фирм-партнеров по обслуживанию и интеграции, и т.д. Вместо этого ЖСТЛ настоятельно рекомендует все бросать, и ставить новые недостижимые цели. Последователи, родственики, партнеры крутят пальцем у виска, сочувствено вздыхают, тип, переработался товарищ, сорвало крышу. Если же он так не сделает, то на этом его творческая карьера закончится. ЖСТЛ говорит, что таких переходов в течение жизни будет несколько.
Вобщем, ЖСТЛ - о целях и средствах их достижения. Как цели и средства взаимосвязаны между собой, можно почитать здесь:
Еще раз. Творить стоя по пояс в холодной воде босиком без еды в темноте - не самое сложное.
Тем более, это не обязательно (см. статью про Вечернюю творческую личность)
Самое сложное (и обязательное!) - рост, переход к целям более высокого уровня, снова и снова.
Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут (Лук.13:24)